Черное море бурлит от газовых потоков

Предыдущая новость Следующая новость

Спокойное в бархатный сезон Черное море в головах стратегов-энергетиков буквально кипит от газовых "потоков". К уже имеющемуся российско-турецкому газопроводу "Голубой поток" могут прибавиться "Голубой поток-2" и "Южный поток" – труба, которая должна соединить Россию с Болгарией. Параллельно оппонентами России разрабатывается "Белый поток" – своего рода "дубль" российского проекта, который пройдет из Грузии на Украину или в Румынию. На южном побережье тем временем все четче вырисовывается причудливый контур Nabucco , причем, он может изменить форму – вместо Грузии пройти по Армении. Практически у всех этих проектов есть один большой недостаток: недостаток газа. На западном берегу Каспийского моря, откуда берут свое начало "антироссийские" трубы, есть азербайджанский газ, но его пока мало, да и в перспективе будет немногим больше (учитывая региональные обязательства Баку). К тому же Азербайджан никак не договорится с Турцией о ценах на газ. По другую сторону Каспия есть узбекский и туркменский газ, но эти ресурсы надо как-то переправлять через море, правовой статус которого по-прежнему далек от определения. Проще говоря, Россия и Иран не позволят прокладывать транскаспийский газопровод, поскольку это не в их интересах. Таким образом, "Белый поток" и Nabucco пока находятся в подвешенном состоянии. Россия проектирует свой "Южный поток", тоже рассчитывая, в основном, на газ из Центральной Азии. Но ей проще, поскольку еще со времен СССР действует система газопроводов "Средняя Азия – Центр", а в перспективе есть планы построить Прикаспийский газопровод – по северному берегу Каспия через Казахстан. Все дело пока упирается в позицию Ашхабада, который проводит традиционно замысловатую политику в области экспорта газа: продает, в основном, пока России, но обещает его и направо (Китаю), и налево (Европе). При этом никому точно не известно, какими запасами газа располагает Туркмения – кому-то может не хватить. Конечно, у России достаточно и своего газа. Находясь в Салехарде, премьер-министр Владимир Путин недавно озвучил цифру "50 триллионов кубометров" – таковы оценочные запасы полуострова Ямал. Но где Ямал, а где Черное море? По мере истощения действующих месторождений добыча углеводородов в нашей стране смещается все дальше на север. И если центральноазиатский газ по каким-то причинам не пойдет по "Южному потоку", то, чтобы не перекачивать газ через всю страну, придется, видимо, малость "разгрузить" украинское направление. А вот тут уже начинается чистая политика. На политике, кстати, множатся и "антироссийские" газовые проекты. Так, Nabucco – это детище Евросоюза, который мечтает и каспийский газ получить, и от России поменьше зависеть. Точнее, на целых 30 млрд кубометров газа в год. В свою очередь, "Белый поток" затеяли причерноморские страны – Грузия, Украина, Румыния, как бы самостоятельно. Труба не очень мощная – всего на 16 млрд кубов, однако ее прокладка по дну Черного моря обойдется дороже, чем сооружение наземного Nabucco . Но участники проекта уверены, что им удастся сэкономить на цене поставки, поскольку будет задействовано меньше стран-транзитеров. Совершенно очевидно, что Украина с Грузией и даже с Румынией сами такой проект не потянут. Действительно, он субсидируется США. Правда, в этой связи председатель консорциума "Белый поток" Роберто Пирани сетует, что на иранский газ рассчитывать не приходится – пока Вашингтон не помирится (или не подерется) с Тегераном. В то же время Nabucco , похоже, скорее доберется до иранских кладовых. Недавно появилась информация, что его маршрут может измениться: он пройдет не через Грузию, а через Армению. Оказывается, в ЕС давно рассматривали этот вариант: он получается прямее и дешевле, от него в дальнейшем будет проще построить ответвление к иранским месторождениям. А ведь именно на иранский газ и был изначально ориентирован проект Nabucco . Но об этом – по соображениям политкорректности – европейцы вслух пока не вспоминают. За исключением, разве что, несгибаемого экс-канцлера ФРГ Герхарда Шредера, который является сейчас председателем комитета акционеров и членом совета директоров компании Nord Stream . На состоявшемся недавно 4-м Евразийском энергетическом форуме "Kazenergy" Шредер заявил, что выступает за реализацию проекта Nabucco , но напомнил, что на постсоветском пространстве для него недостаточно газа. Поэтому, "для того, чтобы иметь хорошую позицию, Nabucco должен заполняться газом из Ирана". Вспомнили даже, что еще в 80-х годах прошлого века группа советских ученых просчитывала наиболее короткий и наименее затратный маршрут экспорта каспийских и среднеазиатских энергоносителей в Европу – таковым оказался путь через Армению (Азербайджан – Нагорный Карабах – Армения – Турция). В те годы даже разрабатывался проект нового газопровода из СССР в Турцию, но помешал армяно-азербайджанский конфликт и распад СССР. Теперь ситуация располагает к армянскому транзиту. Во-первых, после грузино-осетинского конфликта транзит энергоносителей через территорию Грузии стал считаться небезопасным. А во-вторых, налаживаются отношения между Арменией и Турцией, так что "армяно-турецкий газопровод" уже не звучит как фантастика. Возможно, что проект, который не удалось осуществить Советскому Союзу, теперь осуществит Европейский союз. Правда, для этого ему придется помирить Армению с Азербайджаном... Если у Nabucco и "Белого потока" проблемы на "входе", то у "Южного потока" – на "выходе". Сначала их создала Болгария : вскоре после выборов новый премьер страны Бойко Борисов пообещал пересмотреть все энергетические соглашения с Россией. Потом, правда, болгары образумились и оставили их в силе – недавно состоялись двусторонние переговоры на уровне министров энергетики, которые решили создать совместную комиссию для продвижения проектов. Теперь по тому же сценарию развиваются события в Греции, которая является не менее важным участником российских транзитных проектов. На состоявшихся там 4 октября внеочередных парламентских выборах победило оппозиционное Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), лидер которого Георгиос Папандреу недавно тоже заявил о намерении пересмотреть транзитные проекты с Россией. В общем, судьба черноморских транзитных проектов по-прежнему не определена, и буквально каждый день преподносит сюрпризы. То Австрия объявляет, что не будет участвовать в "Южном потоке" – она полностью ставит на Nabucco . То Франция вдруг (в лице государственной компании EdF) объявляет о своем намерении участвовать в "Южном потоке". Таким образом, чаша весов "транзитного успеха" склоняется то к одному, то к другому проекту (которые, как клянутся их разработчики, ни в коей мере не конкурируют друг с другом). А пока в Черном море можно купаться спокойно.

Источник: NewsMe

Комментарии

Добавить комментарий
Добавить отзыв