Новая «программа иллюзий» от Тимошенко

Предыдущая новость Следующая новость

Правительство запланировало серьезную модернизацию ГТС. Вот только деньги на это нет совсем. Сейчас как запланируем … Наконец-то, спустя аж девять месяцев после подписания так называемой брюссельской декларации между Украиной и Евросоюзом, предусматривающей модернизацию украинской ГТС,  наша страна смогла написать план этой модернизации. Так, 21 октября Кабинет министров утвердил концепцию модернизации и переоснащения газотранспортной системы страны на 2009-2015 годы. По словам министра топлива и энергетики Юрия Продана, в этом документе акцент сделан на техническом переоснащении трубопроводов, компрессорных и газораспределительных станций. В частности, концепция предусматривает перевод украинских газоперекачивающих станций с газа на электроэнергию, что позволит снизить объемы закупок российского технологического газа. Но неподдельный интерес в этом плане вызывают далеко не технические детали, нет, самое интересное – это финансы, которые будут потрачены. Так, стоимость заявленных работ равна $2,57 млрд. При этом предусматривается, что проект будет осуществляться частично за счет средств «Нафтогаза», а частично – помощи Европы. Но вот тут-то, как говориться, и спрятан главный недостаток такой замечательной на вид концепции. А ведь денег-то нет! Пройдемся же по предлагаемым источникам финансирования модернизации детально, благо это позволит сделать весьма примечательные выводы. Итак, еще в сентябре вице-премьер Григорий Немыря заявил, что к ноябрю украинская сторона может получить требуемые деньги от ряда международных кредиторов. «Украина, Европейский банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация, Европейский инвестиционный банк, Всемирный Банк и Еврокомиссия достигли договоренности о шагах, которые позволят в конце осени, мы говорим об октябре-ноябре, получить доступ к инвестициям в пределах $1,5-2 млрд. на модернизацию украинской ГТС», - такими были его слова. Действительно, возможность получения подобной суммы была заложена в декларации, подписанной в марте этого года между Украиной и Евросоюзом. Но подчеркиваю – возможность, а не обязательство. И как оказалось – между двумя этими понятиями действительно существует большая разница. Так, во вторник представитель президента по вопросам международной энергетической безопасности Богдан Соколовский сообщил, что вышеназванные международные финансовые организации … приостановили переговоры о предоставлении кредита компании «Нафтогаз Украины». По его словам, причиной замораживания стало нежелание правительства провести реформы в газовом секторе. Да, может отметить прозорливый читатель, но ведь Соколовский сказал это во вторник, а концепция модернизации от Тимошенко появилась в среду! Согласен, это важный аргумент, однако, не кажется ли вам что принятие такого важного документа всего спустя сутки после заявления Соколовского, похоже не на нормальное планирование, а попытку затушить с помощью ведра воды пылающий дом? Как бы там не было, но упомянутые в декларации международные доноры пока не спешат делать какие-либо заявления. А это значит, что обещанные ими $2 млрд. пока зависли в воздухе, и на них рассчитывать не стоит. Не менее туманная ситуация и с возможным привлечением средств самим «Нафтогазом». Стоит отметить, что модернизировать ГТС украинская компания может лишь за счет кредитных средств, поскольку сама находится в плачевном финансовом состоянии, фактически на грани банкротства. Так, она с трудом справляется с ежемесячной выплатой России за импортируемый газ, каждый раз полагаясь на финансовую помощь либо НБУ либо «Ощадбанка». При этом дефицит бюджета «Нафтогаза» в 2009 году составляет $4,2 млрд., и только 19 октября она с огромным трудом добилась реструктуризации своих международных долгов. Такое положение означает одно – новых кредитов компании не даст никто. Фактор России Говоря о модернизации украинской ГТС нельзя не упомянуть о пресловутом российском факторе. «Брюссельская декларация» между Украиной и Евросоюзом была подписана без участия России, что очень не понравилось нашему соседу. Не зря российский премьер-министр Владимир Путин назвал ее «непродуманной и непрофессиональной», а «Коммерсант-Украины» со ссылкой на источники в «Газпроме» на днях сообщила, что переход украинской ГТС на электроэнергию может привести к пересмотру газовых контрактов между государствами. Кремль, который неединожды «намекал» на свою прямую заинтересованность в покупке, либо же на худой конец «взаимовыгодном участии» в модернизации украинской ГТС, продолжает оставаться фактором, с которым мы не можем не считаться. Правда, не потому что он так могуч, отнюдь, все дело в нашей  же позиции, наших действиях и наших политиках, которые просто по-другому не умеют…. Может хватить унижаться? Вы знаете, я с каждым днем все больше утверждаюсь в мысли, что главная газовая проблема Украины не в том, что «Нафтогаз» - банкрот, а европейские организации не спешат помогать Украине деньгами. Украинская ГТС является одной из крупнейших в мире: ее протяженность составляет около 38 тысяч километров, и именно через наши трубопроводы перекачивается около 80% газа, экспортируемого из России в ЕС. При таком колоссальном транзитном ресурсе, мы продолжаем побираться по миру, унижаясь до элементарных подачек со стороны тех, кто сам должен заискивать перед нами. Не это ли главная проблема нашего государства?

Источник: NewsMe

Комментарии

Добавить комментарий
Добавить отзыв