"Аэробусы" обрусеют

Предыдущая новость Следующая новость

Российские инвестиции в европейские высокие технологии пока приносят только убытки. Концерн EADS, в который Россия вложила €1 млрд, завершил прошлый год с отрицательным финансовым результатом и потерял крупнейший контракт в США. Приобретение российским госбанком ВТБ в 2006 г. 5%-ного пакета акций Европейского аэрокосмического и оборонного агентства EADS наделало много шума. Русофобы в ЕС возмущались: как можно так близко подпускать "русского медведя" к передовым авиационным и космическим технологиям? Однако складывается впечатление, что это Россия прогадала, сделав ставку на европейский концерн и замышляя "породнить" его с Объединенной авиастроительной корпорацией (ей планируется со временем передать акции EADS). Купленные акции к настоящему моменту потеряли в цене 50%. Технологии у европейцев, конечно, на высоте, но есть большие проблемы с менеджментом и последовательностью действий. Да и просто с удачей. Недавно EADS обнародовал свои финансовые итоги за прошлый год: убытки составили €763 миллиона. Да, год был кризисный, и спрос на гражданские авиалайнеры упал во всем мире. Но 2008-й в этом смысле мало отличался от 2009-го, однако принес концерну прибыль в размере €1,5 миллиардов. Более того, выпуск самолетов в 2009 г. не только не сократился, но и чуть-чуть подрос: 490 против 483 годом ранее. Финансовый итог прошлого года сильно подпортили проблемы с выполнением заказов, в частности, концерном Airbus , основным авиастроительным подразделение EADS: он понес убытки в размере €240 миллионов. Во-первых, пока не приносит ожидаемой прибыли проект крупнейшего в мире авиалайнера А380. Во-вторых, продолжаются неурядицы с проектом создания военно-транспортного самолета A400M . Он уже выбивается из графика почти на 4 года и фатально не укладывается в бюджет, предусмотренный странами-заказчиками (разработка A400M финансируется шестью западноевропейскими странами, Турцией и Малайзией). Изначально строительство 184 самолетов A400M оценивалось в €20 млрд, но теперь, по расчетам Airbus , потребуется еще €7,6 млрд и дополнительное время. Иначе концерн готов закрыть проект, на который уже потрачено более €11 миллиардов. И хотя EADS берет на себя почти половину дополнительных расходов, заказчики крайне недовольны сложившейся ситуацией. Airbus в этой связи даже предложил им ограничиться выпуском самолетов в гражданской версии, а затем со временем переоборудовать их в военно-транспортные. Германия, крупнейший заказчик, со своей стороны, подумывает о существенном сокращении заказа. В общем, неудивительно, что положение EADS сильно пошатнулось, и никаких дивидендов своим акционерам за прошлый год концерн не выплатил. Второй плохой новостью для EADS стала окончательная потеря заказа на поставку 179 самолетов-заправщиков для ВВС США. Этот контракт стоимостью $35 млрд европейский концерн в партнерстве с американской Northrop Grumman выиграл еще в конце 2008 года. Однако основной конкурент европейцев – Boeing – добился отмены результатов тендера. Затем в его условия были внесены кое-какие изменения, сделавшие предложение EADS априори проигрышным, и Northrop Grumman на днях объявил об отказе от участия в дальнейшей борьбе за контракт. Хотя представители Пентагона уверяют, что новые условия "справедливы и оба претендента могли бы эффективно конкурировать друг с другом", однако очевидно, что военное ведомство США просто решило поддержать отечественного производителя: вместо "Аэробусов" будут закуплены "Боинги-767", переделанные в заправщики. В руководстве EADS и Евросоюза, а также в европейских столицах зазвучали упреки и предостережения в адрес США. "Европейская комиссия была бы сильно озабочена, если бы оказалось, что условия тендера по своей природе препятствовали открытой конкуренции по контракту", – говорится в последовавшем заявлении Еврокомиссии. На фоне участившихся провалов и просчетов EADS все острее встает вопрос о будущем европейской аэрокосмической отрасли. Причем основная угроза исходит не от США ("Аэробусы" и "Боинги" конкурируют с переменным успехом примерно на равных), а от Китая и России. Лет через 5-7 они собираются выйти на рынок авиатехники со своей продукцией, что нарушит сложившийся американо-европейский баланс. И Европа, скорее всего, окажется главной проигравшей. Недаром генеральный директор Airbus Фабрис Брежье в прошлом сентябре очень настороженно высказывался по поводу разрабатываемого в КНР авиалайнера С919. Особое беспокойство у него вызывает тот факт, что в условиях нарастающей конкуренции на мировом рынке авиатехники Европа продолжает передавать Китаю современные технологии. По словам Брежье, "делать это нужно с осторожностью, поскольку Китай решил самостоятельно разрабатывать самолет, который будет конкурировать с нашим семейством А320". Такую же "осторожную" политику EADS намерен проводить и в отношениях с Россией, которая разрабатывает проект авиалайнера МС-21. Кроме того, EADS и российские производители давно конкурируют в военной сфере. В частности, в затянувшемся тендере на поставку Индии крупной партии истребителей участвуют МиГ-35 и европейский Eurofighter Typhoon , и российский самолет является фаворитом. В сложившихся условиях европейский концерн, скорее всего, не будет делиться технологиями с потенциальными конкурентами, даже если те владеют пакетом его акций. Но есть ли тогда смысл для ОАК разделять (хотя бы на 5%) риски европейской аэрокосмической отрасли? Возможно, есть. Поскольку рано или поздно (скорее всего, к 2020 г. , когда китайцы на всю мощь запустят свои авиастроительные проекты) в EADS поймут: для того, чтобы выжить, надо объединить усилия с кем-то из конкурентов. С кем именно? Едва ли это будут США или Китай: объединение с любым из них будет больше походить на недружественное поглощение. Остается Россия, хотя любое сближение с ней по-прежнему пугает Европу.

Источник: NewsMe

Комментарии

Добавить комментарий
Добавить отзыв