Хотели как лучше, а поддержали АвтоВАЗ

Предыдущая новость Следующая новость

Как ни пыталось российское правительство стимулировать отечественный автопром, первые итоги программы по утилизации старых авто говорят о том, что все в очередной раз свелось к поддержке АвтоВАЗа. Напомним, с 8 марта владельцы отечественных автомобилей старше 10 лет могут прекратить бесконечный процесс починки этих агрегатов и отправить их прямиком на вторсырье, получив за это условные 50 тысяч рублей. "Условные" потому, что денег на руки никто не даст. Их можно использовать лишь по целевому назначению: для покупки новой автомашины отечественной сборки. Эта схема, в соответствии с утвержденной правительством концепцией развития отечественного автопрома, призвана поддержать автопроизводителей путем стимулирования спроса на их продукцию. Уже в первые дни действия программы на предприятия-утилизаторы поступили тысячи заявок от желающих с выгодой избавиться от автохлама. Всего, по данным Минпромторга, в стране насчитывается 14 миллионов владельцев машин старше десяти лет. Но им надо спешить, поскольку в программу попадут далеко не все. Собственно, пока это даже не программа в полном смысле слова, а только эксперимент, на который правительство выделило всего около 11 млрд рублей. То есть, утилизировано будет чуть более 200 тыс. автомобилей. В эксперименте участвуют 153 предприятия-утилизатора и около полутора тысяч автодилеров, у которых можно "отоварить" полученный сертификат на 50 тыс. рублей. Схема компенсация за утилизацию – проверенная. В Европе в прошлом году аналогичные меры вызвали рост производства в автомобилестроительной отрасли. Это стало одним из толчков, выведших европейскую экономику из рецессии. К сожалению, длительного эффекта такие меры не дают. А в нашей стране они имеют еще и особую специфику, которая может несколько подпортить общий благоприятный эффект. Во-первых, прежде чем получить виртуальные 50 тысяч, автовладельцам придется раскошелиться за сбыт своей рухляди. Услуги утилизатора стоят вполне реальные 3 тыс. руб. , а если ваш агрегат не может передвигаться самостоятельно, следует заложиться еще и на оплату услуг эвакуатора. Соответственно, если вы живете в глубинке, тащить авто до ближайшего пункта утилизации (участвующего в программе) может оказаться делом весьма накладным. Во-вторых, свои проблемы, наверняка, возникнут и у дилеров. Ведь это им придется "обналичивать" виртуальные деньги, которые понесут к ним граждане. Это может быть нелегко, учитывая, что подобной практики у нас еще никогда не было, а государство всегда неохотно расстается с "живыми" деньгами в обмен на всяческие купоны. Ну и, наконец, какой макроэкономический эффект даст эта экспериментальная программа – тоже вопрос. Некоторые эксперты полагают, что в итоге возрастет спрос лишь на машины эконом-класса. Опросы первых участников программы подтверждают это предположение. Люди, сдающие автохлам за 50 тыс. рублей, намерены приобрести на полученный сертификат, как правило, "семерку", "девятку" или что-нибудь в этом же ценовом диапазоне. То есть, продукцию единственного предприятия – АвтоВАЗа, причем, той категории, которая и без того неплохо продается. Самые дешевые авто – независимо от их качества – всегда находят покупателя. А тут еще и скидку внушительную предлагают! В общем, если так пойдет и дальше, то ни "Калины", ни "Приоры", ни – тем более – собранные в России иномарки не почувствуют роста продаж от принятых правительством мер. Очевидно дело в том, что для потенциальных покупателей, ориентированных на покупку более дорогих авто, нежели вазовская "классика", компенсация в 50 тысяч рублей – не слишком серьезный стимул. Возможно, их останавливает также "необкатанность" всей процедуры утилизации. Кроме того, старые авто могут иметь рыночную стоимость, превышающую предлагаемую государством сумму, и тогда просто нет смысла сдавать ее в утиль. В этой связи высказываются предложения увеличить компенсацию – скажем, до 100 тысяч рублей. Но это повлечет либо сокращение числа утилизируемых машин, либо дополнительную нагрузку на бюджет. И – опять же – простимулирует в первую очередь продажи дешевых автомобилей. Одним словом, программа утилизации нуждается в доработке. Возможно, даже в идейном переосмыслении. Например, почему бы не исчислять компенсацию не в абсолютных цифрах, а в процентах от стоимости нового автомобиля? Скажем, 15%. Конечно, некоторые сочли бы такой подход социально несправедливым: ведь покупающему автомобиль за полмиллиона государство будет компенсировать 75 тыс. руб. , а желающему приобрести какую-нибудь "семерку" – менее 30 тысяч. Однако именно такой подход обеспечил бы равномерную поддержку всем секторам российского автопрома. А пока получается, что государство в который раз поддержало АвтоВАЗ. Это неправильно с точки зрения развития конкурентной среды и неполезно для отечественного автогиганта. Радует, пожалуй, только одно: "бюджетные" авто станут для небогатых россиян еще бюджетнее. Ведь компенсация за какой-нибудь ржавый "Запорожец" может составить почти треть стоимости новой "классики".

Источник: NewsMe

Комментарии

Добавить комментарий
Добавить отзыв