Украине заплатили за потерю статуса

Предыдущая новость Следующая новость

http://www.utro.ru/articles/2010/04/29/891291. shtml>Новые газовые соглашения между Москвой и Киевом – результат "большого сговора" российской и украинской элит. Такое мнение высказал директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко на круглом столе в информационном агентстве "Росбалт". По словам эксперта, уязвимость российско-украинских экономических отношений заключалась в том, что длительное время они держались на "тонкой газовой ниточке, которая не давала стабильности этим отношениям". И хотя за последние несколько лет российские бизнесмены вошли в капитал многих украинских компаний, они играли на местном рынке лишь за себя, вне контекста национальных интересов России. "Не секрет, что некоторые российские компании, имеющие интересы на Украине, финансировали такие политические силы, как, например, партия "Наша Украина", президентскую кампанию Ющенко", – напомнил Минченко. Апрельское пакетное соглашение, подразумевающее общее экономическое сближение, открывает новые перспективы для сотрудничества. Тем более что набор интересов с российской стороны заметно расширился. Так, серьезным игроком на украинском направлении становится вице-премьер Игорь Сечин, в сфере влияния которого находятся "Роснефть", Объединенная судостроительная корпорация, Объединенная авиастроительная корпорация. И все они присматриваются к активам на украинском рынке. В свою очередь, нельзя говорить, что основными бенефициарами с украинской стороны являются только представители Партии регионов, владеющие крупными химическими и горно-металлургическими предприятиями, хотя, безусловно, экспортеры выигрывают в первую очередь. Соглашения по атомной энергетике , возможно, откроют новые горизонты для группы Николая Мартыненко (представителя фракции "Наша Украина"), а договоренности в сфере судостроения будут очень интересны собственнику Николаевского судостроительного завода Петру Порошенко. По мнению Минченко, нынешние соглашения будут более устойчивыми, чем те, которые заключались ранее, поскольку они захватывают достаточно широкий спектр интересов элит. Впрочем, найдутся и проигравшие – импортеры и финансовые спекулянты. "С традиционными украинскими качелями, когда усиливают резко гривну, потом ослабляют, а инсайдеры на этом зарабатывают, придется что-то делать, потому что они будут мешать", – полагает политолог. Разумеется, остается и ряд проблемных вопросов. В частности, сохраняется неясность относительно судьбы газовых запасов, экспроприированных правительством Юлии Тимошенко у некоторых компаний. Непонятно, куда делся весь этот газ и как "расшивать" сложившуюся ситуацию. Несмотря на то, что основные бизнес-группы Украины выигрывают от новых соглашений, в экономических кругах сохраняется страх перед возможной российской экспансией в национальную экономику. Да и внутри самой правящей коалиции возможны противоречия, так что нельзя забывать о рисках смены власти, со всеми известными последствиями. И, наконец, весьма болезненным фактором для Киева остается стратегическая линия России на снижение транзита своего газа через украинскую территорию. Российское руководство всеми своими действиями дает понять, что ни в коем случае не намерено отказаться от строительства альтернативных газопроводов. По мнению генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, предоставленная Украине скидка на газ – не что иное, как плата за ее "культурное" поведение в качестве транзитера и компенсация за грядущую потерю этого статуса. Симонов отмечает, что украинская экономика крайне непрозрачна: даже государственные компании не публикуют свою финансовую отчетность. Поэтому понять, есть ли на самом деле у страны деньги на оплату энергоносителей, невозможно. Но пока ведется разработка и строительство обоих российских "потоков", у Киева всегда найдется в запасе последний аргумент: "будем воровать", и Москве приходится идти на уступки, чтобы не страдала и без того изрядно подмоченная репутация России как поставщика газа. Однако в дальнейшем основой взаимоотношений двух стран будут не вопросы транзита, а вопросы сотрудничества в других областях.

Источник: NewsMe

Комментарии

Добавить комментарий
Добавить отзыв