Бюджетные танцы с шаманским бубном

Предыдущая новость Следующая новость

Бюджет принят, но денег от этого больше не становится. Правительство  Азарова судорожно  ищет источники пополнения государственной  казны. Этим и объясняются предложения по заоблачному повышению акциза на спиртное или бензин и выпуск НДС-облигаций.    Принятый бюджет-2010 - дефицитный. Сам по себе факт дефицита не является негативным. Негативными могут быть последствия от привлечения и использования источников его перекрытия. По мнению директор Института трансформации общества Олега Соскина, дефицит государственного бюджета в 56 млрд грн приведет к существенному снижению курса национальной валюты. " Если не сократить расходные статьи бюджета, осенью по Украине прокатится третья волна кризиса" , - считает Олег Соскин.   Эксперт указал на то, что с начала весны, а именно в марте и апреле, Нацбанк печатал национальную валюту на покрытие дефицита. Сейчас наличная масса составляет 155 млрд грн. Даже в богатом докризисном 2008-м году в обращении находилось 124,7 млрд наличных гривень. " Общая денежная масса - 450 млрд грн. Это самый высокий показатель с 2008 года. При этом Украина потеряла половину золотовалютных запасов. Упали рынки ипотечного кредитования и жилищного строительства, автомобильных, потребительских кредитов. Безработица составляет 10% от всех трудоспособных, то есть доходной части нет" , - отметил Олег Соскин.   В правительстве  клянутся, что не будут использовать эмиссию гривни в качестве " затычки" бюджетных дыр. " Эмиссия как источник финансирования доходов бюджета нами не будет применяться" , - заявил премьер-министр Николай Азаров. По словам главы правительства, часть дефицита госбюджета будет профинансирована за счет внешних заимствований со стороны МВФ.   Даже если это и так, проблемы все равно остаются. Даже привлеченных $19-$20 млрд на протяжении двух с половиной лет в качестве займа со стороны МВФ, заявленных правительством, не хватит на покрытие дефицита. Да МВФ и не будет давать деньги в песок. А финансирование дефицита бюджета таковым и является. В задачи МВФ входят совсем другие функции – сглаживание диспропорций валютного курса.   В Кабмине сидят  не дураки, и они прекрасно это  знают. Все заявления в СМИ по поводу использования привлекаемых займов являются не более чем вилянием хвостом перед заемщиком и украинской общественностью. Согласно последней из них – правительство намерено переправить основную часть кредита МВФ " в свой резерв" . " Украине необходимо платить по внешним долгам, сразу становится понятно, что сейчас очень важно иметь валютные резервы" , - сообщил сегодня вице-премьер Сергей Тигипко. Значит, логично предположить, что будущий заем будет идти частично на обслуживание госдолга и частично на покрытие дефицита бюджета.   Но это частичное  снятие проблемы - не ее решение, а ее отсрочка. Дефицит можно покрыть только за счет реальных средств. В правительстве идут экстенсивным путем. Путем увеличения налогового бремени.   Неделю назад " большинство" в Верховной Раде приняло за основу проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения. Принятый за основу законопроект №6337 предполагает ряд изменений в акцизном законодательстве, в том числе увеличение ставок акцизного сбора путем внесения изменений в следующие законы: " Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия" , " О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары (продукцию)" , " О ставках акцизного сбора на спирт этиловый и алкогольные напитки" , " О ставках акцизного сбора на табачные изделия" .   Более того, с 1 января 2011 при налогообложении операций с подакцизными товарами авансовую уплату НДС необходимо осуществлять одновременно с уплатой 20% от суммы акцизного сбора.   Также проектом предусмотрено формирование страховых резервов банковскими учреждениями только на " нестандартную задолженность" . Нестандартную задолженность будет определять подконтрольный НБУ в пределах фактически выданных должнику средств и процентов по кредитам.   Отдельный случай с возмещением налога на добавочную  стоимость. Не секрет, что на данный момент у государства перед экспортерами счет на более чем 30 млрд грн по возврату НДС. Сначала правительство предложило рассчитаться с предприятиями облигациями под возврат налога. Кроме очередного наращивания долга, это ничего не несет, так как предприятие не получит живых денег, а долг, как всем известно, платежом красен. Большинство экспортеров не согласны с такой постановкой вопроса.     Поэтому с целью улучшения администрирования налога на добавочную стоимость законопроектом №6337 внесены изменения в закон " О налоге на добавочную стоимость" . Согласно поправкам, введено обязательное представление налогоплательщиками в налоговые органы вместе с налоговой декларацией электронных копий записей в реестрах выданных и полученных налоговых накладных.   Негативные последствия видны сразу. Увеличение акцизного сбора ведет к разрушению социальных инициатив правительства и дальнейшему углублению бедности граждан. Параллельно будет падать покупательская способность, что негативно скажется на промышленности. И даже вчерашнее сокращение Кабмином ставок акциза втрое в законопроекте №6337 не снимает проблему. Формирование страховых резервов банковскими учреждениями на нестандартную задолженность замедлит восстановление кредитной деятельности банков. Поскольку определять ее будет НБУ, то под определение " нестандартной задолженности" может попасть что угодно.   Более четкое администрирование НДС, безусловно, оградит государство от мошенничества, но это также и отяготит хозяйственную деятельность бюрократическими проволочками. А проблему возмещения НДС по уже текущим обязательствам государство не решит вовсе.    То, что предлагает правительство, не является решением вопроса  наполнения бюджета. И права Юлия Тимошенко, которая заявляла, что  в бюджете на 2010 год не запланирована ни одна реформа, которая была обещана Януковичем. В бюджете-2010 нет налоговой реформы, нет реформы системы пенсионного обеспечения, вовсе не существует реформы здравоохранения. В бюджете-2010 полностью проигнорирована реформа в интересах развития местного самоуправления и, кроме того, в этом бюджете нет никаких программ реформирования инвестиционного климата. Старый конь, конечно же, борозды не испортит, но и новой не проложит.

Источник: INTV

Комментарии

Добавить комментарий
Добавить отзыв