Год победившей гидры

Предыдущая новость Следующая новость

Один из самых болезненных итогов года: в бескомпромиссной борьбе властей с инфляцией победила, разумеется, гидра роста цен. И дело не только в том, что антимонопольная политика и защита прав потребителей у нас младенчески беззубы, но и в том, что невозможно сопротивляться народному стремлению к "большому хапку" . Помните ли вы, что первыми стали расти цены на кофе? На сырой, разумеется, из-за неурожая в Бразилии и прочих местах отдаленных. Не помните? И правильно – потому что наши ритейлеры ничего с этого не смогли поиметь. Зато о том, каким важным диетическим продуктом является гречка, теперь знает каждый. Правда никто не может внятно объяснить, почему она при этом стоит столько же, сколько диетическая курятина, выращивать которую все же несколько сложнее. Все остальные поводы поднять цены ритейлеры, надо отдать им должное, отыграли сполна. Морозы зимой? Продажи обогревателей в канун прошлого Нового года спасли магазины бытовой техники от разорения. Жара летом? Поднимите руку, кто не давился в очереди за вентилятором. Вы? Ах, да, вы же кондиционер ставили. Мне кажется, бесстыдство в накручивании цен торговля приобрела вот во время этих ажиотажных тренировок. Ну, а дальше все пошло как по писаному: неурожай – дефицит – это не мы, это поставщики – да мы только встали с колен – а что вы хотите, все дорожает. Ценовая спираль в России имеет свойство никогда не сдавать назад. Даже когда весь мир боролся с дефляцией, мы гордо прибавляли по 0,1% в неделю. Вряд ли стоит обвинять в этом лишь жадность торговцев и бессилие властей. Как я не раз убеждалась в этом году, надежда получить все и сразу стала нашей общей путеводной звездой. Возможно, пример олигархов, которые из "никого" стали в одночасье "всем" сыграл злую шутку, но желание "срубить по быстрому и побольше" просыпается в любом из нас при первой же возможности. Результат? Например, стагнирующий рынок недвижимости, причем вторичный: покупатели не готовы платить столько, сколько просят (просто потому, что не тянут), а продавцы не готовы уступать. "Не хочу быть первым лохом", – признался мне один из них. Вот и сидим мы все, как лохи последние – пусть не берут, зато, если кому приспичит – ох, мы с него и сдерем! За все и за всех. Именно рынок недвижимости, как мне кажется, будет в центре внимания в следующем году. И не столько в связи с ценовыми ожиданиями, сколько в связи с тем, что есть на этом рынке и много других, гораздо более трудных проблем, которые пора решать. Одна из них сейчас на слуху – транспортная. О том, что она тесно связана с рынком недвижимости, говорить излишне. Но придется наверняка говорить о том, что ни транспортная проблема, ни проблема доступного жилья никогда – подчеркиваю, никогда – не будут решены без создания в Москве как минимум, а желательно, в России вообще, цивилизованного рынка аренды . Без перехода от модели "купили квартиру – живем в ней всю жизнь" к модели арендованного жилья, которое меняется каждые несколько лет в связи со сменой работы, взрослением детей, переездом в другой город и проч. , нам никогда не решить квартирный вопрос и не избавиться от маятниковой миграции. Крайне желательно, чтобы власти взялись на решение этой проблемы сейчас, когда есть хороший задел в виде нереализованного девелоперами жилья и стагнация рынка новостроек. Создать внятные и простые правила игры, поручить муниципалитетам контролировать их выполнение и устанавливать рекомендованный уровень арендной платы. Организовать посреднический центр, что-то вроде государственного квартирного риелтора, которому старики смогут доверить нелегкое дело смены квартиры в Москве на домик в деревне – с получением разницы в арендной плате в виде прибавки к пенсии. Объяснить, наконец, согражданам, что владение квартирой – вовсе не обязательный атрибут успешного человека. Впрочем, непосредственно транспортную проблему решать придется тоже. Ведь на наших глазах произошла очень простая вещь. Несколько лет назад эксперты предупреждали: в 2010 г. Москва встанет. Они были правы. Первые действия новых городских властей разумны, но недостаточны. Надо и дальше искать нетривиальные пути решения проблемы парковок – в том числе, с использованием парковочных мест офисных и торговых комплексов. Обязательно надо создать службу городского такси – не сам таксомоторный парк, подчеркиваю, а аналогичную западным странам систему, когда любой может купить таксистский жетон, но только вместе со счетчиком и обязательством выполнять требования к размеру тарифа, машине, квалификации водителя и проч. И вот этим таки дать права общественного транспорта – с проездом по "выделенке" и бесплатной парковкой на остановках. Возвращаясь еще раз к квалификации, можно предположить, что ею тоже придется заниматься – причем, в самых различных областях. В конце концов, когда целый подъезд сидит без горячей воды, потому что в домоуправлении не могут найти опытного сантехника, – это уже полное разрушение системы профессионального образования. Эксперты сейчас в полный голос говорят о "квазиобразовании", о том, что оно не только плодит дипломированных безработных , но и выводит молодежь на Манежную площадь... Однако в случае попытки вернуть выпускников школ в реальный мир придется предложить им не только гаечный ключ, но и ключ от социального лифта. Заглядывая в биографию любого функционера советских времен (многие из которых вполне успешны и ныне), практически обязательно увидишь строку "работал на заводе слесарем/токарем/машинистом". Заводская проходная для активных ребят из простых семей была отличным трамплином в карьере. Сегодня над ней можно писать: "Оставь надежду, всяк сюда входящий". Бизнес, хоть и жалуется (кстати, вполне справедливо) на деградацию кадров, воспитывать новые не спешит. С другой стороны, это можно понять. Судя по опросам, предприниматели не ждут от экономики ничего хорошего – так зачем же огород городить? Да и граждане в целом слишком любят предаваться пессимизму . Так что придется как-то решать и эту проблему. В общем, многое запущено. А "подтягивать хвосты" всегда нелегко.

Источник: NewsMe

Комментарии

Добавить комментарий
Добавить отзыв