Нефть уходит из Одессы

Предыдущая новость Следующая новость

Тарифная политика Минтранссвязи привела к переориентации нефтетранзита из украинских портов в Новороссийск.  По итогам пяти месяцев 2009 года падение объемов переработки нефти и нефтепродуктов в Одесском порту составило около 3 млн. т, или 37,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Как стало известно “k:”, на прошлой неделе начальник порта Николай Павлюк проинформировал об этом первого вице-премьера Александра Турчинова . Начальник Одесского порта сообщил, что недополученная прибыль порта, по его собственным оценкам, составила 25 млн. грн. А с учетом потерь партнеров (железные дороги, нефтеперабатывающие предприятия, транспортно-экспедиторские компании и др.) суммарный ущерб оценивается в 660 млн. грн. При этом сокращение объемов нефтетранзита вряд ли можно объяснить исключительно кризисными тенденциями. В то же время черноморско-азовские порты России нарастили объемы грузоперевалки именно благодаря нефтегрузам. Так, в Новороссийском порту объемы перевалки сырой нефти выросли на 5,2% (+908,9 тыс. т.), а нефтепродуктов — на 21,9% (+968,7 тыс. т). На уровне 2008 года остались и показатели Туапсе. В два раза выросли объемы в Таганроге. Черноморский порт Батуми (Грузия) увеличил объемы на 1,3%. По мнению экспертов, такая динамика могла быть достигнута во многом благодаря изменениям маршрута поставок казахской нефти (владельцем ресурса, который традиционно поставлялся в прошлом году через Одессу и Феодосию, является СП “Тенгизшевройл”). Особо ощутимой потерей для главного нефтепорта Украины стало сокращение на 54% транзита казахской нефти, на которую в 2008 году приходилось около 70% всего нефтетранзита через Одессу. На июнь запланирована переработка 320 тыс. т транзитных нефти и нефтепродуктов, что на 70% меньше, чем в июне прошлого года. Сохранение такой негативной динамики может привести к тому, что потери порта к концу года достигнут 70 млн. грн. (а с учетом смежников — около 1,5 млрд. грн.). Главной причиной переориентации транзита Николай Павлюк называет отмену с 1 января скидки к тарифам, которая многие годы стимулировала увеличение нефтетранзитных грузопотоков. С сентября 2008 года действовал тариф $2,1/т, к которому применялась скидка 50%. А с 1 января 2009-го скидки отменили. С учетом роста железнодорожных тарифов стоимость перевалки тонны нефти в Одессе стала на $3,5 выше, чем в Новороссийске. То есть для переработки объемов на уровне 2008 года грузоотправителю следовало дополнительно заплатить около $50—55 млн. Аргументируя отмену скидок, Иосиф Винский в начале года объяснял: “Будет нормальная тарифная политика, ориентированная на рыночные условия. Мы изучим ситуацию со всеми тарифами в бассейне Черного моря и выстроим конкурентоспособные тарифы”. В 2008 году, при стабильно растущем транзитном грузопотоке из России и Казахстана, отмена тарифных преференций для транспортно-экспедиторских компаний считалась вполне оправданной. Мощностей российских черноморско-азовских портов не хватало для перевалки своего экспорта, и на транспортные мощности Украины существовал постоянный спрос. При такой конъюнктуре практика скидок расценивалась как потеря части доходов “Укрзализныци”. Что касается экономики портов, то специфика работы с такими грузами предполагает высокую рентабельность даже при невысоких тарифах. Перевалка в Одессе осуществляется в рамках совместной деятельности с ЗАО “Синтез Ойл”. Кроме этой компании в группу Одесского нефтеперерабатывающего комплекса входят ОАО “Эксимнефтепродукт”, ОАО “Одесснефтепродукт” и ООО “Укрлоудсистем”. Стоит отметить, что емкости для нефтепродуктов, технологические нефтепроводы, подъездные пути, станции выгрузки вагонов находятся в собственности этих компаний. В собственности порта только причалы и станция очистки балластных вод. Фактически порт зарабатывает на том, что через его причалы перекачивается нефть и нефтепродукты на/из танкеров. Как сообщили в Одесском порту, к предложениям установить конкурентоспособные с Новороссийском тарифы в Минтранссвязи не прислушались. В транспортном ведомстве вносить коррективы не хотели, а только предлагали утвердить новые тарифы (что будет длиться не один месяц). Стоит напомнить, что согласно проекту федеральной программы “Развитие транспортной системы России на период 2010—2015 годов” пропускная способность портов юга России к 2016 году должна увеличиться до 250 млн. т в год. Это на 60—70% больше, чем сегодня, и подразумевает возврат российских грузопотоков и переориентацию казахского транзита из портов Украины. Пока что наша страна сама дарит козыри конкурентам в борьбе за миллионы долларов дополнительной прибыли.   Автор: Александр АрбузовПо материалам: УкрРудПром

Источник: NewsMe

Комментарии

Добавить комментарий
Добавить отзыв