Россия ослабляет границы

Предыдущая новость Следующая новость

К двум давним российским бедам (коими являются, как известно, дураки и дороги) не так давно добавилась третья – моногорода. Причем, в отличие от первых двух, это не просто хронический недостаток, с котором все давно смирились и стерпелись, – это серьезная проблема, острота которой усиливается год от года. Откуда и когда появились в стране подобные населенные пункты? Началось еще при Сталине, когда "во глубине сибирских руд" (а иногда и поближе) строились заводы, преимущественно стратегического назначения. Вокруг такого завода образовывался город, где жили практически только те, кто там работал. Бывало, что город уже существовал, но с появлением стратегического предприятия полностью переориентировался на его обслуживание. Предприятие становилось не только единственным работодателем, но и снабженцем, и гарантом предоставления социальных и жилищно-коммунальных услуг. Вот так – без намека на долгосрочное городское планирование, без учета экономической географии и соображений удобства жизни горожан – возникло около 400 (по подсчетам правительства) монопрофильных городов с населением от 5 до 700 тысяч человек. Для большинства из них время застыло где-то в начале 90-х. Инвестиций и модернизации своих производств они не видели с советских времен, так что разговор о конкурентоспособности их продукции сейчас уже просто неуместен. Многие предприятия утратили свое стратегическое значение, многие выработали свой ресурс. Поэтому эксперты говорят, что почти половина из насчитанных правительством моногородов таковыми уже не являются – предприятия фактически умерли, так что спасать, кроме жителей, там нечего. Тем не менее, моногорода до сих пор важная составляющая российской экономической и демографической картины . До кризиса в них производилось около 40% ВВП страны, а их население составляет 25 миллионов человек, то есть, каждый четвертый российский горожанин проживает в моногороде. Правда, в них находятся именно те производства, которые наиболее сильно пострадали от кризиса, а их население убывает быстрее всего (в основном, перебираясь в другие края). Оно же лидирует по скорости обнищания и потери работы (в некоторых моногородах за кризисный год уровень безработицы вырос в три раза). Большинство монопрофильных населенных пунктов находятся в Ханты-Мансийском округе, Свердловской и Иркутской областях – то есть местах, не самых благоприятных для проживания. Официального списка наиболее проблемных городов в России пока нет, однако у правительства есть несколько рабочих вариантов (списки вице-премьера Александра Жукова, Минпромторга, доклад Минрегиона). Свои списки составляют также различные российские и зарубежные СМИ. В целом получается около двух десятков городов , где ситуация наиболее критическая. В их числе Златоуст, Магнитогорск, Череповец, Тольятти, Пикалево и даже подмосковный Воскресенск . Конечно, это не значит, что их будут непременно расселять (попробуй-ка рассели 700-тысячный Тольятти), но на них правительство, очевидно, должно обратить внимание в первую очередь. И оно обратило. Недавно Минрегион представил доклад "Основные направления поддержки монопрофильных городов". На основе этого документа будет в дальнейшем разработана концепция по развитию моногородов, а также новая федеральная целевая программа. К моногородам отнесены населенные пункты, которые соответствуют одному из двух критериев: либо 25% экономически активного населения трудится на предприятиях, работающих в рамках единого производственно-технологического процесса, либо на долю таких предприятий приходится более 50% промышленного производства города. По оценкам Минрегиона, в РФ насчитывается 17 совсем "кризисных" городов, еще в 60-ти проблемы могут обостриться в ближайшие годы. Всего же предлагается вести наблюдение за 250-280 моногородами, и некоторые из них при необходимости могут получить господдержку уже в следующем году. В целом же Минрегион делит моногорода на депрессивные и прогрессивные. Первые спасти невозможно: тамошние производства нерентабельны, они используют технологии 30-40-летней давности, удалены от рынков сбыта, и поддерживать их бессмысленно. Такие города будут расселены. Уже принято решение о переселении двух шахтерских городов в Республике Коми – Воркуты и Инты. А прогрессивные города будут диверсифицированы – то есть, перестанут быть "моно". По мнению Минрегиона, шансы выжить есть у четырех типов городов: это спутники крупных конгломератов, обладатели уникального потенциала, города на притрассовых территориях и те, которые смогут перепрофилироваться под сельское хозяйство. На помощь им государство планирует выделить в 2010 г. 10 млрд руб. из антикризисного фонда и еще столько же – на финансирование там строительства. Одним словом, приходится исправлять ошибки экономического и градостроительного планирования прежних лет. Жизнь показала, что возить уголь за тысячи километров невыгодно, а избыточное городское население в северных широтах обходится очень дорого. В этой связи настораживает лишь тот факт, что правительство решило упразднить значительную часть подобных городов. С одной стороны, это экономически оправданно: незачем поддерживать жизнь вокруг нерентабельных производств, к тому же в суровых климатических условиях. Однако такой подход перечеркивает политику по освоению (и, следовательно, заселению) Севера и Сибири. Если многие населенные пункты будут упразднены, а люди станут работать там вахтовым методом, то эти земли фактически начнут скатываться к статусу ничейных. И у соседей могут возникнуть претензии на их "интернационализацию". Такие предложения, помнится, уже звучали относительно Сибири, природные богатства которой предлагалось сделать "мировым достоянием". Так что значительная часть моногородов, независимо от их экономического потенциала и состояния, играет важную роль: служит форпостами и опорными пунктами России. И уже потому заслуживает не упразднения, а поддержки со стороны государства. Но поддерживать, похоже, будут только избранных. Например, больше всего средств получит Тольятти: ему обещан целый миллиард – в первую очередь на то, чтобы создать новые рабочие места для сокращаемых сотрудников АвтоВАЗа. И эта программа уже находится в стадии реализации. В принципе, правильно: надо получить хотя бы один удачный пример диверсификации моногорода. Но выбор уж больно сомнительный: попахивает очередными вливаниями не столько в Тольятти, сколько в АвтоВАЗ, а они, как известно, до сих пор ни к чему хорошему не привели. Причем, на многие другие моногорода из-за этого денег уже не хватит.

Источник: NewsMe

Комментарии

Добавить комментарий
Добавить отзыв