Затянувшаяся реанимация, или Заметки об украинском авторынке

Предыдущая новость Следующая новость

Увы, но тысячи украинцев мечтают не об автомобиле, а о том, чтобы отдать кредиты за купленную в рассрочку машину. Правительство не прочь повторить американский опыт и даже ввело в марте 2008 г. надбавку в 13 % к уже существующему 10%-ному налогу на ввоз автомобилей в страну. Это был выстрел по двум зайцам – сделать продукцию отечественного автопрома более привлекательной и подключить автоимпортеров к наполнению государственного бюджета. «Эффект планировался. Но он не был достигнут. Потому что никто под эти 13 % автомобили не растаможивал. Никаких поступлений казна  не увидела. Что касается автопроизводителя – он просто ничего не успел почувствовать. Запасы на складах расходились очень медленно. Надбавка не запустила заводы», – говорит Олег Василевский, главный редактор автомобильного журнала Auto bild. Через полгода, в сентябре 2009, 13%-ную надбавку отменили. Точки над «i» расставила статистика.  По данным Георгия Овсянникова – маркетинг-директора ассоциации автопроизводителей Украины – в прошлом году в стране произвели 460 тысяч автотранспортных средств. Прогноз на год, который почти закончился, – 75 тысяч. Производство легковых авто в январе-октябре текущего года по сравнению с тем же периодом прошлого – сократилось на 83,7 % и составило 61,1 тыс. штук. Георгий Овсянников обвиняет правительство в непоследовательности. Когда надбавку ввели – площадки автозаводов были полны новеньких «Таврий» и «Ланосов». Через 6 месяцев, когда эти запасы поистощились, ее отменили. Если бы этого не случилось, она обязательно дала бы эффект: наполнила бы казну и помогла сохранить паритет на рынке, убежден менеджер. Положение отечественного производителя он характеризует одним словом – коллапс. На данный момент автозаводы уволили 30 тысяч человек – из 80 тысяч,  которые там работали. «Мировой опыт показывает, что без решительных действий государства спасти автопром практически невозможно. Мы являемся уникальным государством в мире, где власти не создали условий для спасения этого вида производства», – считает Георгий Овсянников. Его не пугает опыт американской «Дженерал Моторс», которая после многомиллиардных вливаний правительства объявила себя банкротом 1 июня 2009 года. Стимулировать нужно в первую очередь спрос: дешевыми кредитами на авто, бонусами за утилизацию – это когда государство премирует автовладельца, решившего купить новое авто взамен старого. На несостоятельность покупателя жалуются и автоимпортеры. В 2007 г. продано 542 тысячи автомобилей, в 2008 г. показатели подросли до 623 тысяч. А текущий год продемонстрировал падение на 77 % – 139 тысяч машин. Такие цифры приводит маркетинг-директор компании «АИС» Юлия Птицина. Правда, в сентябре этого года рынок продемонстрировал рост на целых 13 %, но специалист по продажам объясняет это огромным количеством акций, рекламных компаний, во время которых товар продавался со скидкой. В октябре льготы закончились, и рынок снова вернулся на исходный рубеж. Запасы на складах позволят компании, в которой работает Юлия Птицына, торговать до конца года. Конечно, отдельные марки машин будут ввозиться. Но это, как правило, премиум-сегмент, для людей, у которых всегда есть деньги. «В какой-то период замерло кредитование. Но сейчас банки вновь предлагают средства под приемлемые проценты. Дело в том, что люди не уверены в завтрашнем дне. Растет отложенный спрос. Человеку нужна машина, но он ждет более благоприятного времени для ее покупки», – рассказала эксперт. Определенные надежды игроки авторынка возлагают на прошедший первое чтение в Верховной  Раде закон о «трейд-ине». Так называется обмен с доплатой подержанного авто на новое в официальном автосалоне. «В мире эта схема работает давно. Но в нашей стране официально торговать подержанными авто невыгодно. Владелец должен заплатить 20 % НДС с цены старой машины. Конечно, все идут на рынок», – подчеркивает главный редактор журнала «Автоцентр» Сергей Матусяк. Новый закон позволит платить НДС не с каждой машины, а с прибыли автосалона. Кроме того, он предусматривает отмену 15 % подоходного налога с физических лиц. Эта норма загнала авторынок в тень – автомобили официально оцениваются в 100-200, максимум 500 гривен. Если человек будет продавать не больше одного автомобиля в год, 15 % платить не надо. «В США автосалоны представляют скорее склад подержанных автомобилей, нежели новых. Покупатель всегда выбирает, купить новенькую машину или ему приглянулась бывшая в употреблении, но приведенная в порядок машина», – говорит журналист. Как раз сейчас, когда менеджеры салонов не очень загружены работой, они могли бы заняться оценкой и предпродажной подготовкой старых авто, считает Сергей Матусяк. Единственная тонкость – для трейд-ина необходима большая стоянка. Автосалоны в центре города, где земля стоит дорого, такую роскошь себе позволить не смогут. Зато торговые точки на окраинах в состоянии  приютить сотни подержанных автомобилей.   Принятия закона о трейд-ине выгодно и налоговикам, и автодилерам. Первые извлекут из тени немалые деньги, вторые – оживят рынок и заработают дополнительные средства на оценке и подготовке авто. Кроме перспектив легализации трейд-ина, других хороших новостей авторынок пока не ожидает. Выборный марафон до конца зимы лишил чиновников способности адекватно реагировать на проблемы, стоящие перед отраслью. Автопроизводители лоббируют новую 15%-ную надбавку к существующим 10 % ввозной пошлины. Но эффект может быть тот же, считает Олег Василевский: «Я не верю, что это поможет автопрому или наполнит казну. Денег у населения нет. Курс доллара сумасшедший. Мировые автопроизводители и так дали для Украины специальные цены. Они заинтересованы в нашем рынке, и мы реально можем покупать японские или американские авто дешевле чем большинство европейцев. Но это ничего не меняет. Автомобили стали очень дорогим товаром. Слишком дорогим для большинства украинцев». Он также цитирует немцев, которые покупают машину, если она стоит не больше трети годового дохода человека. Если вы зарабатываете 30 тысяч долларов – смело покупайте авто за 10 тысяч. Тогда это не ударит по вашему бюджету. В Украине же сложилась традиция пытаться казаться богаче, чем ты есть на самом деле. Кроме того, считает эксперт, даже существующие 10 % ввозной пошлины являются промежуточным этапом к полной ее отмене – такие обязательства взяла на себя Украина как член ВТО. Введение же дополнительных 15 % вызовет крайне негативную реакцию этой организации. С ним не согласен представитель ассоциации автопроизводителей. «Когда в стране кризис – никто не считается с нормами ВТО. Посмотрите на США – они вливают миллиарды в автомобильные компании. Это прямая поддержка отечественного производителя, которая запрещена нормами ВТО. Но на это никто не смотрит, говорит Георгий Овсянников. А пока отечественное производство сжимается как шагреневая кожа. Кривая продаж всегда демонстрировала восходящую, жалуется маркетинг-менеджер, и только в этом году больше всего автомобилей продано в январе. От 2010 года производители ожидают политической и экономической стабилизации. И прогнозируют увеличение производства на 10 %. Сколько лет понадобится, чтобы вернуться на позиции 2008 года, никто не знает.

Источник: NewsMe

Комментарии

Добавить комментарий
Добавить отзыв