Фото: www.climatechange.gov.au
Для украинских нефтепереработчиков переход на стандарт Евро-4 с 1 января 2011 г. придется отсрочить из-за невозможности ряда украинских заводов осуществить соответствующие технологические мероприятия для улучшения стандартов качества топлива
Так считает директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. По его словам, в частности, обеспечить выпуск топлива по новым украинским стандартам к 2011 г. не будет готова ни «Укртатнафта», ни Шебелинский газоперерабатывающий завод, а предприятия «Нафтохимик Прикарпатья» и «Галичина», вероятнее всего, вскоре вообще прекратят свою деятельность.
Эксперт заявил, что, в частности, для «Укртатнафты» главная проблема заключается в отсутствии времени и средств на модернизацию, на которую, по оценке специалистов, необходимо истратить порядка 80 млн долл.
«В 2009 г. затраты на ремонты, обслуживание, модернизацию и реконструкцию завода составили около 20 млн долл. (меньше тратили в Кременчуге лишь в 2000 г.). Поэтому финансовая часть - все-таки вопрос. Второй вопрос - время. В августе этого года должны выбрать проект, а потом - заказ оборудования, инсталляция, запуск. Можно с уверенностью утверждать: к 2011 г. «Укртатнафта» не будет готова обеспечить выпуск топлива по новым украинским стандартам», - отметил Куюн.
По его словам, можно с большой долей уверенности предположить, что обеспечить стандарт Евро-4 смогут Лисичанский и Одесский НПЗ.
«Соответственно, на этом празднике вряд ли будут в качестве героев присутствовать Кременчугский НПЗ и ГПЗ Шебелинский (о западноукраинских заводах промолчу). Как быть в этой ситуации? Закрыть заводы и жить за счет импорта? Уже очевидно, что ужесточение требований к качеству производимых в Украине нефтепродуктов придется, по крайней мере, отсрочить», - подчеркнул он.
Куюн убежден, что без содействия государства в модернизации НПЗ нефтепереработчикам не обойтись.
«Речь не о дотациях и бюджетной помощи - нужны соответствующие условия. Более того, такие условия прописаны в законопроекте и проголосованы в первом чтении в далеком апреле 2007 года. Когда дойдут руки до второго чтения, этого пока не знает никто», - заключил эксперт.
Напомним, 3 октября 2007 г. Госпотребстандарт утвердил национальные стандарты ГОСТ 4839:2007 «Бензины автомобильные повышенного качества. Технические условия» и ГОСТ 4840:2007 «Топливо дизельное повышенного качества. Технические условия».
Параллельно с новыми стандартами действуют старые ГОСТы: 3868-99 (дизельное топливо) и 4063-2001 (бензины). Минтопэнерго предложило установить трехлетний срок для полного перехода на новый стандарт. Таким образом, планировалось с 1 января 2008 г. перейти на стандарты Евро-3, а с 1 января 2010 г. на стандарты Евро-4.
В 2009 г. структура наполнения рынка нефтепродуктов Украины заметно изменилась. Рыночной доля отечественных производителей, давших бой импорту, значительно выросла. Усилиями двух заводов переработка нефти на отечественных НПЗ увеличилась на 6,1%. Всего крупных производств в Украине семь: шесть нефтеперерабатывающих и один газоперерабатывающий завода.
Главным фактором сокращения импорта стал кризис. Использование потребителями топлива снизилось более чем на 14%.
Источники: Зеркало недели, Экономические известия.