Наша "труба" на распутье: консорциум или совместное предприятие?

Предыдущая новость Следующая новость

Шумиха вокруг темы объединения " Газпрома" и " Нафтогаза" несколько поутихла. Но это не значит, что заинтересованные стороны не ведут переговоры. Вопрос деликатный и требует всестороннего подхода и соответствующей подготовки. Недавно " Нафтогаз" наладил дружественные связи с " Еврогазом" - ассоциацией европейских газовых компаний, которая давно сотрудничает с " Газпромом" . Очевидно, это и послужило толчком к новому витку переговоров по созданию международного консорциума по модернизации ГТС Украины. Московские амбицииНа прошлой неделе Кабинет Министров принял решение разработать технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта модернизации газотранспортной системы (ГТС) Украины. Такая мера предусмотрена " Планом первоочередных мероприятий по интеграции Украины в Евросоюз на 2010 год" , утвержденным правительством 19 мая. Обоснование будет разработано профильными министерствами и самой НАК " Нафтогаз Украины" . Еще в 2008 году был разработан мастер-план по вопросу модернизации украинской ГТС, который был представлен в Брюсселе на инвестиционной конференции. ТЭО представляет собой более детальную проработку и анализ параметров бизнес-проекта. Однако интерес к его реализации до настоящего времени проявил только российский " Газпром" . Что же заставляло два года топтаться на месте вместо того, чтобы приступить к скорейшему осуществлению модернизации основной газовой магистрали Европы? Не нужно оканчивать университет, чтобы признать призрачные возможности Украины самостоятельно  модернизировать ГТС без заинтересованных сторон – поставщиков и потребителей. Но здесь все упирается в интересы сторон, компромисс между которыми пока не найден. Наиболее активно в вопросе скорейшей модернизации ГТС ведет себя поставщик в лице " Газпрома" . В принципе, можно было бы ограничиться одним " Газпромом" . Но необычное заявление премьер-министра Владимира Путина о возможности объединения " Газпрома" и " Нафтогаза" в Киеве восприняли достаточно сдержанно. Простому согласию не помогла даже готовность России открыть доступ к своим минеральным ресурсам и уменьшить пропускную способность " Южного потока" взамен на скорейшее создание совместного предприятия. В Киеве прекрасно понимают, что без тщательного и детального обсуждения это прямой путь к потере ценного для государства актива. Тем не менее, необычное по своей подаче и, в то же время, предсказуемое предложение нужно было как-то комментировать. Премьер-министр Николай Азаров ограничился  расплывчатыми заявлениями, что Украина изучит предложение российской стороны. Президент Янукович также не давал директивы премьеру Николаю Азарову на ведение переговоров в этом вопросе. Официальная позиция Украины заключается в готовности принять решение объединиться, но только на равных. То есть, из двух предложений по объединению, предусматривающих внесение украинской ГТС в уставной фонд создаваемого консорциума либо общего управления ГТС, – официальный Киев рассматривает лишь второй вариант. Берлинские договоренности Деликатность вопроса модернизации ГТС заставляет украинскую власть балансировать между " Газпромом" и европейскими газовыми компаниями. Скорее всего, к переговорному процессу на определенном этапе нужно будет привлечь Евросоюз как главного потребителя газа и основного партнера. Если поставщик в лице " Газпрома" давно интересуется ГТС, то потребитель в лице европейских газовых компаний до недавнего времени не проявлял особого интереса. Дело в том, что Еврокомиссия в качестве условия для участия европейских газовых компаний в данном проекте называет необходимость реструктуризации " Нафтогаза" , в том числе вывод оператора ГТС - ДК " Укртрансгаз" - из состава холдинга, а также его акционирование. Именно с этой целью 17 мая был зарегистрирован законопроект №6387. В законопроекте предлагается разрешить Кабинету Министров создавать на базе государственных предприятий магистрального трубопроводного транспорта компании смешанной формы собственности, 51% которых находится в госсобственности Украины. Согласно пояснительной записке, принятие законопроекта в целом позволит урегулировать вопрос создания в том числе газотранспортного консорциума для более эффективного использования украинской газотранспортной системы. Результат не заставил себя долго ждать. В прошлую пятницу в Берлине были подписан  меморандум о взаимопонимании между НАК " Нафтогаз Украины" и Европейским союзом газовой промышленности " Еврогаз" . Нужно полагать, что это значительное продвижение к вступлению " Нафтогаза" в организацию, объединяющую основные газовые компании Европы. Параллельно было подписано соглашение о сотрудничестве между Национальным газовым союзом Украины и Российским газовым обществом. Оба соглашения подписаны в рамках V Международной конференции " Энергетический диалог: Россия – ЕС. Газовый аспект" , организованной Российским газовым обществом при поддержке ОАО " Газпром" и при участии Европейского союза газовой промышленности " Еврогаз" . Выступая на конференции, председатель правления НАК " Нафтогаз Украины" Евгений Бакулин всячески акцентировал на важности развития сотрудничества в трехстороннем формате Россия – Украина – Европейский Союз. Таким образом, официально идет разговор об образовании консорциума по модернизации и управлению украинской ГТС. Так все же СП или консорциум? Однако есть вероятность, что ГТС Украины может быть модернизирована без участия Евросоюза. " Газпром" и " Нафтогаз" продолжают обсуждать возможность модернизации и управления украинскими трубами в рамках совместного предприятия. В связи с этим " Нафтогаз" хочет гарантий транзита газа из России в объеме 120 млрд куб. м газа в год. Особенно актуальным это является в условиях строительства обходных газопроводов, таких как " Северный поток" , " Южный поток" и Nabucco. Более того, " Нафтогаз" хочет получить добывающие активы в Российской Федерации в случае возможного объединения с " Газпромом" . Действительно, объединение двух компаний будет не совсем корректным. Согласно экспертным оценкам, капитализация " Нафтогаза" сейчас составляет $17 млрд, а " Газпрома" в десять раз больше – $170 млрд. Поэтому доля " Газпрома" в СП будет зависеть от активов, которые компания в него внесет. Возможно, российский холдинг выделит для СП какой-то актив, например, по добыче, стоимостью $15 - $17 млрд. Итак, судьба международного консорциума по управлению ГТС зависит от исхода переговоров по созданию СП, которые ведутся в настоящее время между " Нафтогазом" и " Газпромом" . Сейчас переговоры по созданию российско-украинского совместного предприятия в начальной стадии. В зависимости от того, какая конфигурация для него будет выбрана, станет понятно, нужно или не нужно возвращаться к теме международного консорциума в будущем.

Источник: NewsMe

Комментарии

Добавить комментарий
Добавить отзыв