Согласно решению Стокгольмского суда, текстом которого располагает «ДЕЛО», «Нафтогаз» обязан не только вернуть RosUkrEnergo 11 млрд. куб. м газа и уплатить компании штрафные санкции в размере $4,5 млрд. Оказывается, что в арсенале RosUkrEnergo более значимые победы. Во-первых, суд потребовал вернуть RosUkrEnergo право транспортировать и хранить газ в украинских подземных хранилищах до 2030 года.
Во-вторых, арбитраж признал, что «Нафтогаз» не имеет права расторгнуть контракт 3/04 «Об объемах и условиях закупки природного газа в подземные хранилища, его хранения, отбора и транспортировки в 2005-2030 годах». Согласно контракту, RosUkrEnergo ежегодно поставляет на границу с Украиной 10 млрд. куб. м газа.
Решение Стокгольмского суда заняло 20 страниц и основано большей частью на контрактах НАК «Нафтогаз Украины» и RosUkrEnergo, подписанных в 2004 году. В частности речь идет о договоре купли-продажи природного раза в 2005-2028 годах, а также о контракте об объемах и условиях транзита природного газа через территорию Украины в 2005-2030 годах (копии которых находятся в распоряжении «ДЕЛА»).
Суд признал - «Нафтогаз» не имел права расторгать контракты. Следовательно, договоры, которые были подписаны тогдашним главой правления «Нафтогаза» и нынешним министром топлива и энергетики Юрием Бойко с уполномоченным RosUkrEnergo Вольфгангом Путчеком, признаны действительными. Согласно этим контрактам, RosUkrEnergo имеет право поставлять газ украинским и европейским потребителям до 2030 года. Объем закачки - 250 млрд. куб. м газа. Ставка платы за транспортировку, согласно данному контракту, составляет $1,9 за каждые 100 км. Расчетная стоимость услуг по закачке хранению и транспортировке, оказываемых компанией Дмитрия Фирташа, составляет $562,5 млн. В случае если «Нафтогаз» осуществит отбор газа, принадлежащего RosUkrEnergo и хранящегося в украинских ПХГ, без письменного согласия последней, НАК обязан передать недостающий газ в течение 5 дней после произведения выборки, а также уплатить штраф в размере 10% от стоимости газа.
«Нафтогаз» со всем согласен Отечественный монополист практически не сопротивлялся в суде. «Нафтогаз Украины» был согласен со всеми претензиями RosUkrEnergo. Единственная просьба, озвученная госкомпанией: возвращать не деньгами, а газом. В частности, когда встал вопрос об уплате штрафа в размере $495 млн. за отбор газа (в дополнение к возмещению $4,95 млрд), НАК предложил выплатить его «натурой» - 1,1 млрд. куб. м газа.
При этом во всех контрактах, подписанных сторонами в 2004 году, говорится, что решения Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма являются окончательными, не подлежат обжалованию и имеют для сторон обязательную силу. Действие указанного пункта будет оставаться в силе вне зависимости от прекращения его действия.
Газовый футбол Вопрос о том, как будет исполняться решение суда, действующая власть отфутболивает от одного чиновника к другому. Впервые этот вопрос прокомментировал министр топлива и энергетики Юрий Бойко, отвечая на вопрос корреспондента «ДЕЛА» в эфире программы «Большая политика с Евгением Киселевым». Тогда он заявил, что текст решения суда должен пройти правовую экспертизу в Минюсте. В свою очередь министр юстиции Александр Лавринович в беседе с корреспондентом «ДЕЛА» заявил, что в компетенцию его ведомства не входит давать правовую оценку решениям судов. «Есть решение суда, оно может быть обжалованным, или должно выполняться... Взыскатель должен получить то, что принадлежит должнику, и где здесь место юридической экспертизе? » - сказал Лавринович. Тогда Бойко выступил с заявлением, в котором отметил, что вопрос о выполнении или игнорировании вердикта Стокгольмского суда должно решать правительство в целом. «Юрий Анатольевич за деньги не отвечает, это вопрос руководства страны», - отметил «ДЕЛУ» пресс-секретарь Минтопэнерго Александр Колодий.
Блиц-интервью Экс-главу таможни, проходящего по делу RosUkrEnergo , оставили без зарплаты Сегодня Киевский городской апелляционный суд рассмотрит дело об изменении меры пресечения экс-главе Гостаможни Анатолию Макаренко, проводившего растаможку 11 млрд. куб. м газа «РосУкрЭнерго». Его защитник Юрий Сухов рассказал «ДЕЛУ» о том, как собирается освобождать экс-главу таможни.
Вас не допускают к задержанному? Почему?
Да. Но причин я не знаю. В среду Анатолий Макаренко написал заявление о моем допуске к нему, однако следствие заняло интересную позицию - они не хотят общаться с адвокатом. К примеру, в понедельник я подал ходатайство о допуске меня как адвоката в канцелярию СБУ, но по истечении вот уже четырех суток я не получил ответа. Хотя заявление должно было быть рассмотрено в течение трех дней.
В качестве кого тогда вы будете выступать сегодня в апелляционном суде?
В качестве защитника. Есть же заявление Макаренко и мое официальное обращение.
На чем будет базироваться защита?
Макаренко действовал в рамках закона. Таможня ведь не наделена правом анализировать, какие правовые отношения существуют между субъектами. Растаможка газа была осуществлена на основе контракта купли-продажи.
Тем более что Макаренко выполнял поручение премьер-министра Юлии Тимошенко...
Никаких поручений не было. Была легальная процедура растаможки на основе поданных документов.
Вопросом урегулирования спора об 11 млрд. куб. м газа в прошлом году, перед тем как его растаможили, занимался депутат от БЮТ, а ныне замглавы Администрации президента Андрей Портнов. От того, насколько чисто он провел эту сделку тогда, в вопросе освобождения Макаренко зависит многое...
То, что это делал Портнов - уже определенный знак качества Какой еще выход из ситуации по освобождению Макаренко вы видите, кроме как взять его на поруки?
Суд также может рассмотреть такую меру, как внесение за него залога. И сегодня во время суда мы поднимем этот вопрос. По закону предусмотрена незначительная сумма залога. Но это зависит от того, согласится ли Макаренко на такой вариант.
А кто внесет залог?
Я в эти вопросы не вмешиваюсь. Финансы меня не интересуют. Я даже не беру никакой платы за то, что занимаюсь этим делом. Я считаю, что это мой моральный долг.
Как вы думаете, будет ли исполнено решение Стокгольмского суда?
Оно не обязательно для исполнения. Закон о международном коммерческом арбитраже говорит о том, что все решения международных судов должны выполняться на основании решения местного суда по месту нахождения должника. И если, допустим, местный суд принимает положительное решение, его можно будет обжаловать.