Google вложила миллиарды долларов в создание различных продуктов из области высоких технологий, от различных интернет-сервисов до мобильных телефонов. Как результат, многие компании, большие и маленькие, начали думать о загадочном «Плане Google» - а вдруг Google завтра придет и в их бизнес? Примерно так же все беспокоились по поводу Microsoft во время последнего технологического бума. На самом деле Google создала всего один продукт-«убийцу»: оригинальный поисковый движок, благодаря которому Yahoo накрылся медным тазом несколько лет назад, а Google стал лидером индустрии. Большинство других изделий под брендом Google были или просто очень средненькими или откровенно провальными. «Руформатор» представляет перевод статьи CNN, посвященной тому, насколько опасна Google для ее конкурентов в различных сферах IT. Один из недавних больших провалов компании – магазин Nexus One, который был открыт с большой помпой в январе и закрыт на минувшей неделе. Идея была в том, что Google продает мобильные телефоны с ОС Android через свой веб-сайт. Предполагалось, что Google будет конкурировать с местными магазинами, в которых большинство людей покупают телефоны. Но это не сработало. Google продала очень мало телефонов: частично потому, что они были далеко не самыми дешевыми, частично и потому, что совсем новым аппаратам люди не доверяют. И еще одна причина – отказ Google рекламировать Nexus One на телевидении, которое является важным каналом информирования людей о новых продуктах. Google, признав неудачу, обнародовала планы по закрытию магазина Nexus One в мае и на прошлой неделе привела его в исполнение. Помимо этого, компания пыталась что-то посеять на поле социальных сетей. Правда, многочисленные попытки Google что-то купить или сделать «социальный сервис» с треском провалились. Эти попытки включают в себя: - Dodgeball, раннюю версию Foursquare, созданную одним из сооснователей Foursquare, которую Google приобрела в 2005 и закрыла в 2009. - Jaiku – сервис наподобие Twitter, который Google купила в 2007 и перестала развивать в 2009. - Orkut, сервис типа Friendster, который имеет успех только в ряде развивающихся стран наподобие Бразилии и Индии. - Lively – сервис а-ля Second Life, виртуальный мир, который Google создала в 2008 и убила через несколько месяцев. - Latitude, мобильная социальную сеть с сервисом геолокации, которой никто не пользовался, потому что никто никогда о ней не слышал. - Buzz, неудачная попытка превратить Gmail в социальную сеть, также не произвела фурор. Теперь Google работает над еще одним проектом из области социальных сетей под названием Google Me, который должен стать конкурентом Facebook. Что будет хитом? У Google есть много талантливых инженеров, деньги, бренд и любимые пользователи для того, чтобы социальная сеть заработала – в теории. На практике «социализация» не является сильной стороной Google – похоже, что эта компания просто не может сделать сервис, который понравится многим людям. Можно утверждать, что единственная удачная «социальная» инициатива Google – это YouTube, который сумел выжить отчасти благодаря тому, что все еще существует в полуавтономном режиме, вне «Гуглоплекса». Среди других проектов компании, потерпевших фиаско, можно назвать Google Checkout, «убийцу Paypal» (который никогда не убьет Paypal). Также неудачными оказались попытки поколебать рекламные рынки радио и ТВ, поисковой движок для шопинга Froggle и экспериментальный коммуникационный сервис Google Wave. Зачем они это делают? Отчасти из-за того, что ряд этих продуктов могут стать лидерами рынка. Отчасти для того, чтобы бросить вызов другим монстрам наподобие Microsoft – вот почему Google выпускает Google Apps, Google Docs, Chrome, Chrome OS, Android и прочие вещи, конкурирующие с Windows и Office. И отчасти потому, что Google обладает массой талантливых инженеров, которые создают всякие вещи для собственного удовольствия. Честно говоря, большинство продуктов Google действительно классные. Но пройдет еще немало времени, прежде чем Google создадут что-то такое, что действительно будет «убивать» продукты других компаний.