Сегодня большинство украинцев скептически относятся к товару с этикеткой ''made in Ukraine'. В головах у наших соотечественников все еще работает сформировавшийся в советское время стереотип - все, что наше плохо, все, что привезли из-за границы - хорошо. По мнению экспертов, изменить ситуацию поможет промоция украинских товаров, потому что их качество уже на должном уровне.
"Есть определенные стереотипы о том, что иностранная продукция по умолчанию лучше украинской", - считает Ольга Шурпач, директор по маркетингу компании по производству шин Rosava. По ее словам, люди, тестировавшие продукцию компании, очень удивляются качеству украинских шин. Большинство украинских товаров проходят проверки в европейских странах и соответствуют всем международным требованиям, получают сертификаты качества, но украинцы все равно с осторожностью относятся к товарам отечественного производства. "Мы проходили проверки в Великобритании, Чехии', - комментирует Шурпач. Но все равно украинцы считают зарубежные аналоги более качественными, добавляет она.
Более лояльно украинцы относятся к украинским пищевым продуктам. "Мы завоевали украинский рынок качеством. Сейчас мы имеем три сертификата на качество, на экологичности продукции, такого нет ни у кого в Украине", - отмечает председатель правления ЗАО "Оболонь" Сергей Блощаневич. По мнению Сергея Блощаневича, у украинцев весть лояльность к качественному товару. "Невозможно заставить украинцев покупать некачественный товар только потому что он украинский", - говорит эксперт.
С ним соглашается и руководитель ИАЦ Publicity Руслана Плис. В Украине есть высококачественное производства, нужно донести это понятие до потребителя, считает она. По мнению экспертов, "Покупайте украинское" - это должен быть не просто слоган, а идеология, убеждение украинцев в том, что украинская продукция не хуже импортной. Что бы сформировать идеологию нужно немало времени.
"Патриотизм должен быть, но к нему необходимо добавить рациональные составляющие. Нужно объяснить, что такое украинский производитель, что за ним стоит качество, рабочие места, налоги в бюджет", - говорит госпожа Плис. Формировать идеологию украинского потребления следует на государственном уровне - в этом мнении сходятся все эксперты. Этот не украинская новинка. Не так давно в Америке стартовала акция по продвижению американских товаров Buy American. В Австралии существует специальный государственный орган, который поддерживает национального производителя на рынке.
Украинскому производству правительство пока не помогает, отмечают производители. Власть фактически разрушила мясную отрасль, раздав огромное количество квот на ввоз мяса, сейчас рушит сахарную отрасль страны, разрешая ввоз сахара-сырца непонятно откуда, говорит президент ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Алекс Лисситса.
"У всех национальный товаропроизводителей в приоритете, наша власть делает другие вещи. У нас реальный сектор экономики не только не протежируется, он брошен на произвол судьбы", - комментирует Сергей Блощаневич.
В этом есть и позитивный момент, считают эксперты. Бездеятельность власти и кризис подтолкнули производителей и ассоциации вместе защищать свои права.
По материалам Openbiz